Родителям

Методика развития EQ детей дошкольного возраста

Методика развития EQ детей дошкольного возраста

Зоркий глаз, чуткий слух, тонкий нюх, сила и ловкость — тысячелетиями это помогало людям выжить, поэтому в детях воспитывали эти качества, из поколения в поколение передавая способы и методы их совершенствования, главный из которых — игра.

Несколько сотен лет назад детей начали специально обучать — сначала в семье, потом в школах — грамоте, музыке, рисованию, танцам, спорту и многому другому, чтобы раскрыть их врождённые таланты и помочь занять достойное место в обществе.

И только в 21 веке стало очевидно: если с раннего возраста дети растут в среде, где они не могут постоянно тренироваться осознавать свои чувства и распознавать чувства окружающих, учиться управлять своими эмоциями и свободно взаимодействовать с другими людьми без ущерба для собственной личности — из таких детей вырастают несчастные взрослые, несмотря на их успешную карьеру, высокий достаток и даже отменное физическое здоровье.

«Маленькие детки — маленькие бедки» — так мы себя утешаем, полагая, что пока малыши без нас шагу ступить не могут, то ничего плохого с ними не случится: вовремя заметим, если они заболели, подхватим, если будут падать, отгоним злых собак — убережем от всего! Всё так, кроме одного — эмоциональной тупости, с которой нам не справиться в-одиночку и которая становится бичом 21 века в тех странах, где давно отменён детский труд и где образованию детей уделяется огромное внимание.

В наши дни впервые в истории человечества очень важным становится воспитание чувств у детей буквально с рождения, но почему именно сейчас? В традиционном обществе вплоть до конца 19 века эмоциональная сфера была строго регламентирована: все точно знали, как нужно себя вести в той или иной ситуации и как выражать свои чувства публично. Разумеется, чувства людей и тогда не умещались в прокрустово ложе нормы, о чём свидетельствуют великие произведения искусства. Однако тогда было «выгоднее» эмоции свои скрывать от посторонних — у кого это получалось, тот достигал высокого положения в обществе, где большинство социальных контактов вписывались в этикет, а книги с правилами хорошего тона выпускались даже для самых маленьких детей.

Действительно, всю историю человечества у детей развивали разные органы чувств, но не сами чувства, и даже задачи такой не ставилось, потому что эмоции и переживания всегда обычно мешали — да, «умейте властвовать собой». Чувства старались обуздать, чтобы они не разрушали упорядоченные сюжеты взаимодействия людей в соответствии с их сословием и достатком.

Разумеется, в 21 веке общие правила поведения в обществе никто в утиль сдавать не собирается, в отличие от начала 20 века, когда была сделана попытка упразднить все социальные нормы, принятые в обществе. В традиционных обществах большая часть социальных норм и навыков передавалась в семье из поколения в поколение и соответствовала социальному статусу, который редко менялся. Эпоха модерна всё это изменила: каждое новое поколение семьи может изменить свой социальный статус и место жительства многократно! И если раньше семейные и сословные нормы не менялись столетиями, то теперь детям с самого раннего возраста приходится постоянно приноравливаться к новой эмоциональной среде при смене места жительства, учёбы или социального статуса родителей.

В 21 веке эмоции наравне со всеми остальными органами чувств защищают нас от беды: обоняние — от испорченной еды и химической опасности, зрение — от опасного решения из-за мелкого шрифта в договоре или инструкции по приему лекарств, слух и быстрая реакция — от машины, потерявшей управление и так далее, а эмоции покажут людей с дурными намерениями и помогут избежать манипуляций. Наши чувства нас никогда не подведут, если им доверять, воспринимать и распознавать их у других людей — развивать свой эмоциональный интеллект, начиная с самого раннего возраста!