Мировой опыт

В новое время после древних философов о «логике чувств» как самой ранней стадии интеллектуальной эволюции человечества впервые заявил основоположник социологии как науки об обществе Огюст Конт. Развивая его идеи, философ Генрих Майер в 1908 году в книге «Психология эмоционального мышления» впервые выделяет его как самостоятельный тип наряду с логическим.

В более чем вековое изучение эмоционального мышления внесли свой вклад многие учёные, хотя сам термин эмоциональный интеллект появился в конце 20 века, до этого исследования были посвящены социальному интеллекту.

Американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк впервые ввёл этот термин в 1920 году в небольшой статье в журнале «Harper»s Magazins», где выделил три вида интеллекта — абстрактный, механический (практический) и социальный. Торндайк определял его как способность понимать людей, добиваться успеха в обществе и умение управлять другими людьми. Вслед за отцом Роберт Ли Торндайк исследовал социальный интеллект и проблемы его измерения.

Для расширения тройной модели интеллекта Торндайка Управление военно-морских исследований США многие годы финансировало проект «Модель структуры интеллекта Гилфорда», где социальному интеллекту соответствовала поведенческая составляющая. Проект был закрыт в конце 60-х годов из-за сложности природы социального интеллекта и трудности его измерения. Об этом предупреждал Торндайк, который в 1902 году издал первое в мире пособие по применению математических методов в педагогике.

Отмечая большой вклад Торндайка в тестирование интеллекта, Л.С.Выготский указывал на недостаточность его позиции, отождествляющей обучение и развитие: «Все обучение Торндайк сводит, как и развитие, к механическому образованию ассоциативных связей. Но это не так: в действительности в сознании господствуют структурные и осмысленные связи и отношения».

В России еще в 19 веке К.Д. Ушинский писал о социальном смысле эмоций и предостерегал: «Общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает». В русле этой традиции работал современник Э.Л. Торндайка и его оппонент Л.С.Выготский, который говорил о динамической смысловой системе, где есть единство аффективных и интеллектуальных процессов. И это единство обнаруживается во взаимосвязи аффекта и интеллекта на всех ступенях развития личности человека , когда для каждой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии эмоций.

Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия, следуя идеям Л.С. Выготского о культурно-историческом подходе в клинической психологии, сформулировал основные принципы теории системной динамической локализации высших психических функций», которая позволила преодолеть кризис в решении проблемы «мозг–психика».

В начале 70-х годов прошлого века внимания учёных всего мира сосредоточилось на взаимовлиянии когнитивных и эмоциональных процессов. На основе остроумных экспериментов Стэнли Шехтер создал двухфакторную теорию эмоций, где утверждал, что эмоции являются сочетанием двух факторов — физиологического возбуждения и его когнитивной интерпретации, которая может формироваться под влиянием среды и иных внешних факторов. Оказалось, что человек часто не может распознать свою эмоцию и осмыслить свой опыт её переживания, а в основе разных эмоций могут быть одни и те же физиологические состояния, которые мы сами можем трактовать и как гнев, и как испуг — всё зависит от того, в какой мы находимся обстановке и насколько сильно на нас влияет поведение других людей. Не удивительно, что позднее Шехтер занимался исследованием поведенческих финансов, и даже стал основоположником психологии переедания.

После 1990 года, когда вышла первая публикация Дж. Майера и П. Сэловея, полностью посвященная эмоциональному интеллекту, он становится предметом многих психологических исследований.

Сегодня изучение эмоционального интеллекта продолжается во всём мире, как и разработка методик его развития, одна из которых лежит в основе деятельности «Академии монсиков».